о проекте:
Сайт iPolitics - один из первых в российском интернете проектов, посвященных изучению международных отношений, регионоведения и политологии. На страницах сайта собраны материалы, необходимые как студентам для успешного изучения дисциплин группы международных отношений (истории, международного права и политологических предметов), но и для экспертов, желающих познакомиться с отдельными статьями и экспертными подборами. В рубрике-блоге "Записки Петербургского Международника" автор проекта представляет свою точку зрения по актуальным проблемам современных международных отношений и внутренней политики России.



Стратегия национальной безопасности» администрации Джорджа Буша – младшего
Стратегия национальной безопасности» администрации Джорджа Буша – младшего, или («Доктрина Буша»)..

 Период после холодной войны, начавшийся с распада Советского Союза почти 12 лет назад, резко оборвался утром 11 сентября 2001 года. Скоординированные террористические акты в один миг изменили климат международной безопасности и продиктовали новую "всеохватывающую стратегию" для Соединенных Штатов.
Впервые более чем за полстолетия Соединенные Штаты, казалось, больше не стояли перед лицом единой угрозы своей национальной безопасности и образу жизни. В конце 1930-х годов и во время Второй мировой войны такая угроза исходила от фашизма. В годы холодной войны это были Советский Союз и советский коммунизм. В обоих случаях опасность была серьезной и явной. Вследствие этого в Соединенных Штатах и среди их союзников существовал широкий консенсус по вопросу о наличии крупной угрозы, хотя порой и возникали разногласия – как в ситуации с Вьетнамом – по конкретным направлениям действий.
11 сентября положило начало новой эре в американском стратегическом мышлении. Совершенные в то утро теракты вызвали эффект, сопоставимый с нападением на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года, ввергшим Соединенные Штаты во Вторую мировую войну. До 11 сентября администрация Буша постепенно вырабатывала новую всеобъемлющую стратегию национальной безопасности. Эта работа велась в рамках анализа обороны за четырехлетний период, а также по другим каналам. Однако теракты 11 сентября в один миг изменили климат международной безопасности. Совершенно новая и зловещая угроза вдруг стала реальной и продиктовала новую стратегию для Соединенных Штатов. Эта новая политика, которую назвали "доктриной Буша", ориентируется на угрозу, исходящую от терроризма и оружия массового поражения.
"Всеобъемлющая стратегия" – термин, описывающий, как страна будет использовать различные находящиеся в ее распоряжении средства – военные, экономические, политические, технологические, идеологические и культурные – для защиты и укрепления своей общей безопасности, ценностей и национальных интересов. Во время Второй мировой войны это означало великий союз, мобилизацию и тотальную войну с целью разгрома нацистской Германии и Японии. В годы холодной войны американскую внешнеполитическую доктрину можно было описать одним словом – сдерживание. В отличие от эпохи холодной войны, в 1990-е годы оказалось, что очень трудно сформулировать общую стратегию или какую-то одну конкретную доктрину. В противоположность четырем десятилетиям холодной войны отсутствовал консенсус по вопросу о характере угроз американским национальным интересам или хотя бы о том, как охарактеризовать новую эпоху. В результате в 1990-е годы был выдвинут ряд ориентировочных доктрин, в том числе идеи о новом миропорядке, позитивном многостороннем развитии и стратегии взаимодействия и расширения, призванной стимулировать распространение демократии и рыночной экономики. Каждый из этих подходов имел свои сильные стороны, но ни один не оказался достаточно комплексным или долговечным в качестве всеобъемлющей стратегии для новой эры.
В ретроспективе даже без всеобъемлющей стратегии американскую внешнюю политику в годы после холодной войны определяли три обстоятельства. Первым из них было главенствующее положение Америки. Иными словами, после краха Советского Союза Соединенные Штаты заняли почти беспрецедентные позиции по всем показателям, которыми обычно измеряется мощь: экономическим, военным, технологическим, культурным. Ни одна другая страна не имела сходного уровня и ни одна на ближайшее будущее не выглядела вероятным претендентом. Во-вторых, вследствие своего первенства, а также относительно ограниченных возможностей таких международных и региональных организаций, как ООН и Европейский союз, Соединенные Штаты стали играть уникальную роль в решении большинства острых международных проблем, будь-то региональные конфликты, этнические чистки, финансовые кризисы или иные вопросы. Это не означало, что Соединенные Штаты могли или готовы были служить мировым жандармом, но это действительно означало, что без активного подключения Америки попытки решить наиболее опасные мировые проблемы вряд ли могли быть эффективными.
И, в-третьих, не было какой-либо одной, всепроникающей и явной опасности. Во внутренней сфере это привело к тому, что для большинства американцев внешняя политика перешла в разряд низших приоритетов, и, таким образом, любой администрации стало труднее обретать поддержку при проведении целостной внешней политики или выделении существенных ресурсов на эти усилия.
Все это изменилось за один день 11 сентября 2001 года. Терроризм перестал быть одной из опасностей для Соединенных Штатов и превратился в принципиальную угрозу Америке, ее образу жизни и ее насущным интересам. Террористы из "Аль-Кайды", которые захватили авиалайнеры и использовали их для атаки на Пентагон, разрушения башен-близнецов Центра международной торговли и убийства 40 пассажиров и членов экипажа над Пенсильванией, совершали массовые убийства, которые были средством политического устрашения. Еще предстоит определить, можно ли считать экстремистское и нигилистическое использование ислама как политической доктрины третьим тоталитарным вызовом Америке после фашизма и коммунизма. Тем не менее, готовность террористов совершать теракты с массовыми жертвами, направленные в данном случае на два самых могущественных символа коммерческой и государственной жизни Америки, теперь создает значительную и явную опасность.
Серьезность этой угрозы усугубляется двумя дополнительными факторами. Во-первых, беспощадная и хладнокровная готовность уничтожать большое число мирных граждан без малейшего угрызения совести вызвала опасения в связи с возможным применением оружия массового поражения (ОМП). Если учесть поведение террористов и заявления их лидеров, а также доказательства того, что государства, поддерживающие терроризм, стремятся приобрести химическое, биологическое и ядерное оружие, сейчас есть риск, что в будущем ОМП может быть применено непосредственно против Соединенных Штатов, а также против друзей и союзников Америки за рубежом. Во-вторых, ввиду того факта, что 19 террористов в четырех захваченных самолетах пошли на самоубийство при осуществлении своих атак, принципы сдерживания теперь поставлены под сомнение. В противоположность этому, даже в разгар холодной войны американские стратеги могли строить свои расчеты, исходя из предполагаемой рациональности советских руководителей и зная, что по своей воле те не совершат ядерного самоубийства, начав массированную атаку на Соединенные Штаты или их союзников. Однако 11 сентября подрывает эту ключевую посылку.


 



Материал опубликован:

Внимание! К этой статье приложен файл 
Вы можете загрузить файл, нажав на эту ссылку.

Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите результат вычисления с картинки:




Smiley :
Hello are using WordPress for your site platform? I’m new to the blog world but I’m trying to get started and set up my own. Do you require any coding knowledge to make your own blog? Any help would be really apitacpered!
 


Стратегия национальной безопасности» администрации Джорджа Буша – младшего

Читайте похожие материалы в разделах:
Теги:
Регион: »» Каталог »» Америка »» США

Материал опубликован:


ПОДРОБНОСТИ
ПО ТЕМЕ
Стратегия национальной безопасности» администрации Джорджа Буша – младшего

    НАМ ПИШУТ:

    Международные отношения:
    © 2003-2017, iPolitics.ru. Некоммерческий научно-образовательный проект-библиотека «iPolitics.Ru».
    © 2009-2017, Дмитрий Леви и соавторы авторского экспертного блога петербургского политолога Д.Леви «Записки Петербургского Международника».
    Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт iPolitics.ru.

    Все представленные материалы опубликованы исключительно для учебно-просветительских целей и являются заблуждениями своих авторов. Материалы размещаются с согласия правообладателей (авторов) или собраны из открытых источников. С вопросами, сомнениями, претензиями и предложениями о размещении материалов - пишите в редакцию сайта.