о проекте:
Сайт iPolitics - один из первых в российском интернете проектов, посвященных изучению международных отношений, регионоведения и политологии. На страницах сайта собраны материалы, необходимые как студентам для успешного изучения дисциплин группы международных отношений (истории, международного права и политологических предметов), но и для экспертов, желающих познакомиться с отдельными статьями и экспертными подборами. В рубрике-блоге "Записки Петербургского Международника" автор проекта представляет свою точку зрения по актуальным проблемам современных международных отношений и внутренней политики России.



Перспективы европейского Банковского союза
10 декабря 2013 года состоялась встреча министров финансов стран Европейского союза по вопросу конкретного воплощения Банковского союза. Известно, что относительно этой будущей структуры существуют явные разногласия между Германией и Францией. Более того, не совсем понятно, каким должен быть европейский Банковский союз и какие механизмы он должен предусматривать. Идея Банковского союза актуальна для Еврозоны как никогда. Но позволит ли новая стру.

Намерения создать Банковский союз (БС) были официально подтверждены министрами финансов стран ЕС перед последней встречей Европейского совета в прошедшем 2012 году. Тогда было принято решение непосредственно о создании такой структуры, а также определены приблизительные сроки реализации механизмов и принципов БС. Уже к тому моменту некоторые эксперты усомнились в целесообразности создания новой организации, поскольку посчитали, что дополнительное регулирование, которым Евросоюз и так страдает, вряд ли поможет решить текущие экономические проблемы Еврозоны (например, на Кипре или в Греции).

Общая идея БС заключается в создании наднациональной банковской структуры в целях надзора, регулирования, стабилизации и страхования банковского сектора ЕС на основе общих правил для всех европейских банков. Но перед тем как запустить эти механизмы, в банковской сфере ЕС необходимо провести серьезную ревизию, чтобы определить капитализацию банков и, следовательно, их жизнеспособность. Уже сейчас говорят о том, что БС будет контролировать около 6200 банков Еврозоны, а также напрямую управлять делами крупных банковских групп с активами более 30 млрд. евро. В Евросоюзе таких насчитывается порядка 150-200.

Главные противоречия вокруг будущей структуры отражают традиционное противостояние национального и наднационального в Европейском союзе. Немцы считают, что следует избегать централизованных механизмов в ситуациях, когда национальные банки «терпят бедствие» или нуждаются в докапитализации. Поэтому Берлин выступает за создание многоступенчатой системы фондов, в которой Европейский стабилизационный механизм стал бы последней инстанцией, а не инструментом «bail-out» (т.е. использование средств налогоплательщиков, а не средств самого капитала) для реанимации банков. По версии Минфина Германии, банки, испытывающие сложности, сначала должны обратиться к рынку и к другому капиталу. И только в ситуации крайней необходимости, когда банк оказывается не в состоянии решить свои проблемы самостоятельно, он может обращаться к национальному фонду. Если и последний окажется бессильным, то только тогда должен начинать работать Европейский стабилизационный механизм. Все фонды в этой цепочке должны пополняться за счет средств, полученных от взносов самих банковских структур так, чтобы бремя ответственности лежало на самих банках и чтобы гражданам ЕС не приходилось платить за ошибки банковского сектора из своего кармана.

Французы, в свою очередь, настаивают на сосредоточении полномочий на наднациональном уровне – по мнению Парижа, кризисы должны разрешаться централизованно и с помощью наднациональных механизмов.

В сфере надзора противоречия не менее остры. До последнего времени власти ФРГ настаивали на минимизации роли Европейского центрального банка (ЕЦБ) в архитектуре будущего БС. Особую идиосинкразию этот вопрос традиционно вызывает у Великобритании, которая надеется сохранить автономию или право вето в случае необходимости противостоять решениям ЕЦБ. 

И это далеко не весь спектр противоречий вокруг идеи создания Банковского союза в ЕС. В любом случае время покажет, удастся ли ЕС запустить механизмы, как это и планировалось, к Рождеству 2013 года.

 

** Позиция, представленная в данном тексте, является исключительно авторской. Портал не несет ответственности за высказанные автором в данном тексте мысли и оценочные суждения.

11 декабря 2013 года



Материал подготовлен для дружественного проекта euActive.ru. Автор: Андрей Ильин.
Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите результат вычисления с картинки:




Перспективы европейского Банковского союза

Читайте похожие материалы в разделах:
Теги:
Раздел: »» Экономика и право
Регион: »» Каталог »» Европа »» Страны Европейского союза

Материал подготовлен для дружественного проекта euActive.ru. Автор: Андрей Ильин.


ПОДРОБНОСТИ
ПО ТЕМЕ
Перспективы европейского Банковского союза

    НАМ ПИШУТ:

    Международные отношения:
    © 2003-2019, iPolitics.ru. Некоммерческий научно-образовательный проект-библиотека «iPolitics.Ru».
    © 2009-2019, Дмитрий Леви и соавторы авторского экспертного блога петербургского политолога Д.Леви «Записки Петербургского Международника».
    Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт iPolitics.ru.

    Все представленные материалы опубликованы исключительно для учебно-просветительских целей и являются заблуждениями своих авторов. Материалы размещаются с согласия правообладателей (авторов) или собраны из открытых источников. С вопросами, сомнениями, претензиями и предложениями о размещении материалов - пишите в редакцию сайта.