о проекте:
Сайт iPolitics - один из первых в российском интернете проектов, посвященных изучению международных отношений, регионоведения и политологии. На страницах сайта собраны материалы, необходимые как студентам для успешного изучения дисциплин группы международных отношений (истории, международного права и политологических предметов), но и для экспертов, желающих познакомиться с отдельными статьями и экспертными подборами. В рубрике-блоге "Записки Петербургского Международника" автор проекта представляет свою точку зрения по актуальным проблемам современных международных отношений и внутренней политики России.



Украинский кризис как импульс для политики Восточного партнерства ЕС
Политический кризис в Украине, продолжающий набирать обороты в последний месяц, вызывает в ЕС все более серьезные опасения. Состав страны уже покинул Крым – регион с преимущественно русскоязычным населением. Потенциальная угроза, однако, состоит не только в том, что другие украинские регионы также могут захотеть присоединиться к России, но и в том, что Украина далеко не единственный восточный сосед ЕС со значительным процентом русскоязычного насе.

В минувший четверг, 24 апреля, в Праге состоялся саммит «Восточного партнерства», приуроченный к 5-летнему юбилею этого амбициозного проекта Европейского союза по сближению со своими восточными соседями. Вопреки праздничной дате настроения европейских политиков едва ли можно было описать как радостные – украинский кризис и российское участие в нем поставили под угрозу все пятилетние труды ЕС.

На этом фоне решение о введении безвизового режима между ЕС и Молдавией, страной-участницей «Восточного партнерства», выглядит если не жестом отчаяния, то как минимум достаточно импульсивным действием со стороны Европы. Евросоюз словно пытается доказать миру, что «Восточное партнерство» нельзя охарактеризовать как провал. Начиная с 2009 года ЕС постепенно и аккуратно выстраивал свои отношения со странами-партнерами, подталкивая их ко все большему сближению, но о каких-то прорывах восточной политики Брюсселя за все пять лет говорить повода не так и не нашлось. Зато теперь, когда российская вовлеченность в украинский кризис наглядно показала, что только разговорами и обещаниями «перетянуть» соседей в сферу европейского влияния не получится, ЕС буквально за пару месяцев решился на действительно серьезный шаг.

Кажется, что ключевой причиной введения безвизового режима с Молдавией служат дезинтеграционные процессы, происходящие в государстве. У европейцев еще свежи воспоминания о Крыме, когда отделение региона произошло во многом по инициативе местного населения. Подливают масла в огонь и протесты, охватившие сегодня восточные области Украины. Похожая ситуация складывается в Молдавии. Сначала в Приднестровье, а затем и в Гагаузии все громче звучат требования укрепления связей с Москвой: от открытия трудового рынка до вхождения в состав российского государства. Едва ли страну, в которой часть населения высказывается за присоединение к России, можно считать полностью приверженной идее интеграции с ЕС. А ведь именно эта цель – сближение восточных соседей с ЕС – лежала в основе проводимой Брюсселем политики «Восточного партнерства».

Очевидно, что активизация России и русскоязычного населения, проживающего в Молдавии и Украине, если не полностью, то во многом является следствием этой самой политики Евросоюзом. Намеренно или нет, но политика «Восточного партнерства» вошла в прямое противоречие с курсом России на построение Таможенного союза и формирование евразийской альтернативы ЕС. Если ситуация в Украине привела к нынешнему положению дел, то что произойдет, если летом Молдова и Грузия, как и запланировано, подпишут Соглашения об ассоциации с ЕС? Как быть с Абхазией и Южной Осетией – регионами, которые Россия уже сегодня считает суверенными государствами, тогда как Грузия – своей территорией. Не послужит ли это триггером для признания Россией и Приднестровья в качестве независимого государства?

Политика «Восточного партнерства» ЕС в ее нынешнем виде зашла в тупик и как минимум требует серьезного пересмотра. Средства, выделяемые пяти участницам программы (за исключением Беларуси), осваиваются, однако почти не ведут к ожидаемым в ЕС результатам. К тому же Брюссель не стремится принять во внимание интересы России, которая является важным игроком на постсоветском пространстве и по-прежнему считает этот регионом своей сферой влияния. По мнению директора Центра Carnegie-Europe в Брюсселе Яна Тешо, единая модель Партнерства не сработала, а все ожидания и попытки ее пересмотра нужно отложить и для начала дождаться разрешения кризиса в Украине. Так что сейчас очень сложно сказать, не поторопился ли Брюссель, введя безвизовый режим с Молдавией, и не осложнит ли это и без того крайне тяжелую ситуацию в регионе.

 

** Позиция, представленная в данном тексте, является исключительно авторской. Портал не несет ответственности за высказанные автором в данном тексте мысли и оценочные суждения.

1 мая 2014 года



Материал подготовлен для дружественного проекта euActive.ru. Автор: Никита Харичкин.
Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите результат вычисления с картинки:




Lyza :
Wow that skirt has proved its worth. I love it, and it1728&#;s amazing how many times you have reworked it and yet still this is one of the most creative ways.
 


Reignbeau :
Way to go on this esasy, helped a ton.
 


Украинский кризис как импульс для политики Восточного партнерства ЕС

Читайте похожие материалы в разделах:
Теги:
Раздел: »» Экономика и право
Регион: »» Каталог »» Европа »» Страны Европейского союза

Материал подготовлен для дружественного проекта euActive.ru. Автор: Никита Харичкин.


ПОДРОБНОСТИ
ПО ТЕМЕ
Украинский кризис как импульс для политики Восточного партнерства ЕС

    НАМ ПИШУТ:

    Международные отношения:
    © 2003-2017, iPolitics.ru. Некоммерческий научно-образовательный проект-библиотека «iPolitics.Ru».
    © 2009-2017, Дмитрий Леви и соавторы авторского экспертного блога петербургского политолога Д.Леви «Записки Петербургского Международника».
    Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт iPolitics.ru.

    Все представленные материалы опубликованы исключительно для учебно-просветительских целей и являются заблуждениями своих авторов. Материалы размещаются с согласия правообладателей (авторов) или собраны из открытых источников. С вопросами, сомнениями, претензиями и предложениями о размещении материалов - пишите в редакцию сайта.