о проекте:
Сайт iPolitics - один из первых в российском интернете проектов, посвященных изучению международных отношений, регионоведения и политологии. На страницах сайта собраны материалы, необходимые как студентам для успешного изучения дисциплин группы международных отношений (истории, международного права и политологических предметов), но и для экспертов, желающих познакомиться с отдельными статьями и экспертными подборами. В рубрике-блоге "Записки Петербургского Международника" автор проекта представляет свою точку зрения по актуальным проблемам современных международных отношений и внутренней политики России.



Роль государственных органов России во внешней политике.
Конспект курса лекций. Согласно традиционным представлениям, государства выражают себя на международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение — удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета. Однако в наши дни такое понимание внешней политики и международных отношений обнаруживает свою явную у.

 Курс лекций по темам:
1. СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
2. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
3. ГЕНЕЗИС ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.
4. ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ.
5. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
6. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ВЕДОМСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ДОЛЖНОСТНЫХ АКТОВ.
7. МЕХАНИЗМ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И РАПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ.
8. КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.
9. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИД ОТ 12 МАЯ 1996 ГОДА.
10. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
11. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ.
12. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ.
13. СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ.
14. СТРУКТУРА И ПОЛНОМОЧИЯ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ.
15. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЕДОМСТВА РФ.
16. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ.
17. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА И МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
18. РАЗВЕДОВАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
19. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
20. РОЛЬ РЕГИОНОВ РОССИИ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА СТРАНЫ.

 

1. СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

Согласно традиционным представлениям, государства выра­жают себя на международной арене через свою внешнюю поли­тику, которая может принимать две основные формы: диплома­тии и стратегии. Их назначение — удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, за­щита ее безопасности и суверенитета. Однако в наши дни такое понимание внешней политики и международных отношений об­наруживает свою явную узость. Традиционные постоянные ин­тересы государств — безопасность и процветание.

В общем виде страте­гия может быть определена как долговременная линия поведе­ния, соединяющая науку и искусство в достижении перспектив­ной цели. В наши дни категория «стратегия» приобрела довольно широ­кий характер, возникли понятия экономической стратегии, по­литической стратегии, стратегии развития предпринимательства, стратегии банковского дела и т.д. Однако во всех случаях стратегия по­нимается именно как наука и искусство соотнесения целей с имеющимися средствами. В теории существует, по крайней мере, три макета внешнеполитической стратегии: каждое государ­ство может стремиться к национальной экспансии (self-extension) в самом широком смысле этого термина, включающем увеличе­ние территорий, влияния, ресурсов, союзников и т.п. Оно может быть озабочено защитой (сохранением) своего пространства и своего национального интереса (self-preservation). Наконец, оно может отказываться от тех или иных непосредственных выгод в пользу укрепления мира и солидарности в межгосударственных отношениях (self-abnegation).

В свою очередь политика – это образ действий, направленный на решение задач в близкой перспективе. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретное, практическое воплощение министерством иностранных дел (или соответству­ющим ему внешнеполитическим ведомством) основных принци­пов международной политики государства, вырабатываемых в рамках его более широких структур и призванных отражать его национальные интересы. Внешняя политика все в меньшей и меньшей степени является уделом только министерств иностранных дел. В силу возросшей необходимости сообща управлять все более слож­ными и многочисленными проблемами, она становится достоя­нием большинства других государственных ведомств и структур. Различные группы национальных бюрократий, имеющие отно­шение к международным переговорам, часто стремятся к непо­средственному сотрудничеству со своими коллегами за рубежом, к согласованным действиям с ними. Это приводит к развитию оккультных связей и интересов, выходящих за рамки государ­ственных принадлежностей и границ, что делает внутреннюю и международную сферы еще более взаимопроницаемыми.

2. КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

 

 Объективный анализ мировой ситуации приводит к однозначному выводу о том, что только через тесное международное сотрудничество можно реально выйти на глобальную и региональную стабильность, решить те проблемы, которые стоят перед самой Россией. Ее приоритеты в международных делах очевидны - надежная национальная безопасность и создание максимально благоприятных внешних условий для поступательного социально-экономического развития страны. Только так можно решить главную задачу демократической России - эффективно защитить интересы отдельной личности, гражданского общества и государства.

Национальная безопасность для России сегодня напрямую связана с формированием нового справедливого и демократического миропорядка, гарантирующего равную степень безопасности для всех государств мира. Добиться этой цели непросто, но возможно. Совместными усилиями с иностранными партнерами России удалось переломить логику холодной войны, базировавшуюся на принципах жесткого военного противостояния и безудержной гонки вооружений.

Центральным инструментом обеспечения международной безопасности призвана быть Организация Объединенных Наций и ее главный уставной орган, отвечающий за поддержание международной стабильности, - Совет Безопасности. Будучи постоянным членом СБ ООН, Россия прикладывает максимум усилий с целью повышения эффективности и оперативности его действий и реакции на мировые события ООН в целом. События вокруг Афганистана после 11 сентября прошлого года наглядно продемонстрировали, что когда имеется совокупная воля международного сообщества, то ООН может действовать быстро, решительно и результативно.

Укрепление центральной координирующей роли ООН, сохранение и усиление системы международного права, развитие механизмов многосторонней дипломатии - все это относится к разряду важнейших приоритетов внешней политики России.

Россия является неотъемлемой частью двух крупнейших мировых регионов - Европы и Азии. Отсюда ее прямая вовлеченность как в европейские, так и азиатские дела.

Поскольку именно в Европе реализуются жизненные интересы России в сфере безопасности и экономики, то задачи, которые она перед собой ставит, немногим отличаются от целей ее европейских партнеров. Создание единого пространства безопасности и экономического развития на континенте - насущные и достижимые цели, которые не раз декларировались в документах и договоренностях России с другими европейскими странами. Дело теперь за тем, чтобы последовательно претворить политические декларации в практические дела.

Римская декларация Россия-НАТО, создание нового совета - политической "двадцатки" отражают современное качество отношений России и государств - членов альянса. Оно заключается прежде всего в механизме совместной разработки, принятия и выполнения решений. Причем Россия участвует в этом процессе как полноправный член нового механизма евроатлантической безопасности.

Одним из ключевых элементов новой европейской архитектуры безопасности, по мнению России, должна стать ОБСЕ с ее уникальным географическим составом участников, опытом взаимодействия государств и опробованным инструментарием в вопросах безопасности и сотрудничества. ОБСЕ необходимо вернуть функцию демократического форума равноправного диалога и принятия решений по поддержанию мира в Евроатлантическом регионе. ОБСЕ способна решать задачи общеевропейского масштаба. Вместе с тем в последние годы потенциал этой организации используется далеко не полностью.

На азиатско-тихоокеанском направлении, как и в Европе, идет интенсивный поиск путей и форм коллективного противодействия новым угрозам и вызовам, укрепления региональной стабильности и безопасности. Показательным примером такого совместного поиска служит активно поддержанная Россией инициатива Казахстана по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Этот форум собрал беспрецедентный состав участников - от Индии и Пакистана до Израиля и Палестины. Он был призван продемонстрировать, что военных путей разрешения сложных региональных проблем не существует.

Перечень приоритетов внешней политики России будет далеко не полным без упоминания такого важнейшего направления, как развитие сотрудничества с ее партнерами по Содружеству Независимых Государств. За последние годы в этом плане было сделано немало. Возникшие в рамках СНГ "интеграционные ядра", прежде всего ЕврАзЭС и организация Договора о коллективной безопасности, а также Союз России и Белоруссии превратились в самоценные объединения государств, заинтересованных в углубленном развитии всестороннего сотрудничества, которое основывается не только и не столько на прежней исторической близости, сколько на прагматичных социально-экономических и военно-политических интересах сегодняшнего дня. В этом залог жизненной силы и перспективности Содружества и его структур. Обновленный внешнеполитический курс России оказался востребован мировым сообществом. Все больше стран видят в России предсказуемого, надежного, делового и равноправного партнера.

Мотивы политики России просты и понятны: ее цель, по словам В.В. Путина, - сделать страну процветающей и зажиточной, чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. На решение этой центральной задачи нацелена и внешняя политика, и политика безопасности России.

(Статья заместителя Министра иностранных дел России А.Ю. Мешкова «Философия стратегической стабильности. Внешняя политика и политика безопасности России в начале ХХI века», опубликованная в «Независимой газете» 8 августа 2002 года)


 



Материал опубликован:
Внимание! К этой статье приложен файл 
Для загрузки файла необходимо зарегистрироваться и авторизоваться на сайте. Стоимость загрузки файла - 130 баллов.

Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите результат вычисления с картинки:




Роль государственных органов России во внешней политике.

Читайте похожие материалы в разделах:
Теги:
Раздел: »» История »» 2000-2010
Регион: »» Каталог »» Россия »» Общероссийское
Регион: »» Ответы к экзаменам »» Политология

Материал опубликован:


ПОДРОБНОСТИ
ПО ТЕМЕ
Роль государственных органов России во внешней политике.

    НАМ ПИШУТ:

    Международные отношения:
    © 2003-2017, iPolitics.ru. Некоммерческий научно-образовательный проект-библиотека «iPolitics.Ru».
    © 2009-2017, Дмитрий Леви и соавторы авторского экспертного блога петербургского политолога Д.Леви «Записки Петербургского Международника».
    Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт iPolitics.ru.

    Все представленные материалы опубликованы исключительно для учебно-просветительских целей и являются заблуждениями своих авторов. Материалы размещаются с согласия правообладателей (авторов) или собраны из открытых источников. С вопросами, сомнениями, претензиями и предложениями о размещении материалов - пишите в редакцию сайта.