о проекте:
Сайт iPolitics - один из первых в российском интернете проектов, посвященных изучению международных отношений, регионоведения и политологии. На страницах сайта собраны материалы, необходимые как студентам для успешного изучения дисциплин группы международных отношений (истории, международного права и политологических предметов), но и для экспертов, желающих познакомиться с отдельными статьями и экспертными подборами. В рубрике-блоге "Записки Петербургского Международника" автор проекта представляет свою точку зрения по актуальным проблемам современных международных отношений и внутренней политики России.



Рубрика: Мировая экономика
ответы к экзаменам по мировой экономике

Экономические и политические факторы интеграции в рамках СНГ. Уровни, институциональные основы, механизм интеграции.
Предпосылки интеграции:
1) общемировая тенденция к ин-ии для обеспечения эк-ой и пол-ой без-ти
2) ЕС сейчас 60%, в НАФТО 45% межрегиональной торговли. Раньше у нас 60%, а у других стран СНГ с нами 70-90%. Сейчас в среднем по СНГ 55%, у РФ меньше.
Отличие нашей интеграцииии от интеграции ЕС:
1) у ЕС - опасность со стороны США и СССР, у нас нет явной
2) у нас вынужденная по эк-им причинам интеграция
3) неравномерные эк-ие реформы. В РФ доля негос. соб-ти 80%. В Белоруссии 15%
4) во многих республиках нет законодательной базы.
далее »»


Итоги Уругвайского раунда в рамках ГААТ.
Современный этап либерализации системы международных экономических отношений. История создания ГААТТ. Итоги Уругвайского раунда в рамках ГААТ.
далее »»


Современная и потенциальная роль иностранных инвестиций в российской экономике. Инвестиционная привлекательность отдельных российских регионов.
Современная и потенциальная роль иностранных инвестиций в российской экономике. Инвестиционная привлекательность отдельных российских регионов.
Текст 1997 года.
Проблемы инвестиций в России.

Хозяйство России еще довольно далеко от состояния, которое называется инвестиционным бумом. Ждать придется по меньшей мере лет 5. И не потому, что предприятия в массе своей еще не готовы получать деньги - умный хозяин научит, заставит, уволит. И не потому, что правительство никак не сформулирует направления экономической политики - совершенно ясно, что в России правительство этого сделать не сможет никогда (уже несколько десятков людей прошли через кабинет министров, а программы все нет), в лучшем случае оно поддержит естественно складывающиеся тенденции.
далее »»


Россия в международном движении капиталов: масштабы, география, отраслевая структура; инвестиционный рейтинг, критерии, тенденции, сопоставления.
Россия в международном движении капиталов: масштабы, география, отраслевая структура; инвестиционный рейтинг, критерии, тенденции, сопоставления.

далее »»


Роль МВФ, МБРР в содействии реформированию российской экономики.
Роль МВФ, МБРР в содействии реформированию российской экономики.

В последнее время Россия добилась определенных положительных сдвигов в экономических отношениях с Европейским Союзом и США, достигла важных договоренностей с МВФ и Всемирным банком, с Парижским и Лондонским клубами кредитов. Россия подала заявление о приеме во Всемирную торговую организацию (ВТО). Созданы реальные предпосылки для включения России в международное экономическое сотрудничество. Однако процесс этот будет непростым как из-за трудностей переходного периода к рынку, так и из-за долгих лет отчуждения с Западом.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России с ЕС, подписанное 24 июня 1994 г базируется на режиме наибольшего благоприятствования и основных принципах ВТО, что облегчит вступление России в эту организацию. По этому соглашению ЕС обязуется отменить квоты на товары, импортируемые из РФ. Важная особенность документа - отнесение РФ к категории «государства с переходной экономикой к рынку», что дает ей определенные преимущества в течении 5-летнего периода: РФ может вводить ограничения на импорт из ЕС, повышать ставки импортных пошлин для защиты кризисных отраслей с высокой социальной уязвимостью (до вступления в ВТО), может отсрочить меры по отмене экспортных субсидий.
далее »»


Проблемы выполнения долговых обязательств зарубежных стран по отношению к России: условия, масштабы, способы решения.
Проблемы выполнения долговых обязательств зарубежных стран по отношению к России: условия, масштабы, способы решения.

Кроме того, что РФ является крупным должником, существует еще одна проблема: Россия является также кредитором. В среднем ей должны 150 млрд. Дол. Бывшие социалистические и развивающиеся страны.
Из 57 стран-должников на 18 государств приходится 94% общей задолженности РФ.
далее »»


Проблема внешней задолженности РФ. Объем, динамика и стр-ра международных долговых обязательств РФ. Пути разрешения проблемы ВД РФ
Проблема внешней задолженности РФ. Объем, динамика и стр-ра межд-ых долговых об-в РФ. Пути разрешения проблемы ВД РФ
Текст 1997 года.
В 91 г ВЗ РФ 84 млрд. На начало перстройки долг 5 млрд. дол, высокая платежеспособность, 1200 тон золота, затем упал до 100т, сейчас 400 т. После перехода к реформам кредиты. Вопрос о долге СССР. В первые встречи СНГ хотели расп-ть долг по республикам по их доле в ВНП СССР РФ - 62%, Укр 20% Каз - 3%. Псле распред-ия новая проблема: нужно ее выплатить, но никто не хотел, в то же время все респ-ки акт-но обращались за кредитами. В 92 г. РФ приняла на себя все долги СССР и получила все внешние активы СССР (здания посольств) и долги перед СССР. Встал вопрос о выплате % и основной части долга. В 91 г. РФ должна была заплатить по графику 16,9 млрд дол, 92 - 19,5, 94 - 28. Не могла из-за сниж-ия вал. запасов. На первое время пр-во РФ вело переговоры с Лонд. и Париж. клубами об отсрочке или реструктуризации долга начиная с 92 года.
далее »»


Причины, условия и проблемы вступления России в ВТО.
Причины, условия и проблемы вступления России в ВТО.
Текст 1997 года. Содержит не оправдавшиеся прогнозы.

Отношения РФ и ГААТ имеют давнюю историю, РФ могла подключиться к ГААТ, но в основном по полит. причинам СССР отказался от вступления в ГААТ ( СССР даже принимал учстие в создании орг-ии на начальном этапе). На более позднем этапе, даже если бы СССР хотел, ГААТ отказался бы (т.к. в то время уже существовал перечень экономических параметров, н-р у СССР практически не было тарифов, была гос. монополия и т.д.)

далее »»


Понятие ТНК и роль транснационального бизнеса в развитии мировой экономики и модернизации МЭО.
Понятие ТНК и роль транснационального бизнеса в развитии мировой экономики и модернизации МЭО.
Развитие международных форм обобществления привадят к развитию такой формы капитала как траинснац. кап. ТНК господствует в одной или нескольких сферах мирового хозяйства. В настоящее время существует свыше 600 международных корпораций-гигантов с оборотом свыше 1 млрд. долл. Они контролируют более трети промышленного производства, более паливины внеш. торговли, около 80% всей разрабатываемой технологии.
далее »»


Особенности и основные инструменты современной внешнеторговой политики стран Запада.
1. Понятие ВЭП. Это деятельность гос-ва, направленная на развитие и урегулирование э. отн-ий с др. ст-ми. Система мероприятий, направленных на достижение э-ой страны определенных преимуществ на внешнем рынке и защиту вн. р-ка от конкуренции ин-ых товаров. Это составная часть общей внешней политики страны. Задача- содействие созданию благоприятных условий для защиты нац-ого благост-ия ст-ны. На ее фдрмирование влияют процессы: интернализации, рост ТНК- следовательно расширяются связи и растет взаимозависимость м/д странами. Эти пр-сы ведут к либерализации торговли.

далее »»


Объем, динамика и структура внешней торговли России, Основные тенденции и особенности развития внешней торговли в 90-е годы.
ВТ - 30% от ВНП. На эксп. 20% ВНП. Эксп. квота отд. отраслей (газ, нефть) 30, 43%.
Прод-ие на 45% обеспечивается из имп. источников. В совр. период 40 млн.т. куражного зерна (в жив-во)
Снижение ввоза зерна. увеличение ввоза прод-ия
С нач. 90г. либерализации эк. системы, предоставление право выхода на ВР нвнеш. эк. суб.

далее »»


Международное движение капиталов: основные тенденции в 80-е - 90-е годы
В настоящее время широко развито встречное движение капиталов между странами; каждая из них одновременно выступает в роли экспортера, и импортера, т. е, происходят так называемые перекрестные перемещения капиталов. Четко выраженное деление стран на экспортеров и импортеров капитала отсутствует,
Капитал вывозится в двух основных формах: предприним-ой и ссудной. Пред. капитал, в свою очередь, вывозится как в виде прямых, так и в виде портфельных ннчепкций. Прямые инвестиции - это вложения капитала для создания собственного Производства или покупки контрольного пакета акций местной компании, Портфельные инвестиции - это те вложения, которые недостаточны для установления контроля. Ссудный капитал вывозится в качестве займов, кредитов, приносящих ссудный процент.
далее »»


Международные отношения:
© 2003-2017, iPolitics.ru. Некоммерческий научно-образовательный проект-библиотека «iPolitics.Ru».
© 2009-2017, Дмитрий Леви и соавторы авторского экспертного блога петербургского политолога Д.Леви «Записки Петербургского Международника».
Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт iPolitics.ru.

Все представленные материалы опубликованы исключительно для учебно-просветительских целей и являются заблуждениями своих авторов. Материалы размещаются с согласия правообладателей (авторов) или собраны из открытых источников. С вопросами, сомнениями, претензиями и предложениями о размещении материалов - пишите в редакцию сайта.