о проекте:
Сайт iPolitics - один из первых в российском интернете проектов, посвященных изучению международных отношений, регионоведения и политологии. На страницах сайта собраны материалы, необходимые как студентам для успешного изучения дисциплин группы международных отношений (истории, международного права и политологических предметов), но и для экспертов, желающих познакомиться с отдельными статьями и экспертными подборами. В рубрике-блоге "Записки Петербургского Международника" автор проекта представляет свою точку зрения по актуальным проблемам современных международных отношений и внутренней политики России.



Политические учения Древней Индии (брахманизм, буддизм, индуизм)
Политические учения Древней Индии (брахманизм, буддизм, индуизм)
.

Политико-правовая мысль в Древней Индии сформировалась и развивалась под влиянием мифологических и религиозных представлений.
Жрецы (брахманы) на протяжении многих веков занимали в духовной и социально-политической жизни древнеиндийского общества доминирующее положение. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников II тысячелетия до н. э., именуемых в целом Ведами (“веды” - “ведение, знание” на санскрите).

В Ведах говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы, богами из Пуруши (мирового тела и духа).
Мировой закон “рта”, согласно такой концепции, определяет конституцию (строение) общества, место, роль и положение (в том числе и правовое положение) различных варн (сословий), а следовательно, права и обязанности также и членов этих варн.

Рабы находились вне варн, однако сами варны и их члены были неравноправны: две первые варны (брахманов-жрецов и кшатриев-воинов) были господствующими, а две остальные (вайшии, включавшие крестьян, ремесленников, торговцев; шудры, состоявшие из свободных низов) — подчиненными.
Брахманизм получает свое дальнейшее в другом памятнике древнеиндийской мысли — в Упанишадах, возникновение которых относится к IX—VI вв. до н. э.
Все варны и их члены должны, согласно Ведам и Упанишадам, следовать божественно предустановленной для них дхарме (дхамме) — закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Причем господствующее положение брахманов в общества и государстве предопределяло также и руководящее значение брахманистских толкований социального и политико-правового смысла дхармы применительно к членам различных варн.

Идеологией брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры — правовые сборники, которые составлялись различными брахманистскими школами.

Примерно ко II в. до н. э. относится письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника — "Законов Ману".

В "Законах Ману" воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т. д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы: “Само рождение брахмана — вечное воплощение дхармы... Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана”.

При своем высоком и статусе царь, по “Законам Ману”, должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и “изначальному искусству управления”. Главное назначение царя (вместе с его слугами) — быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в “Законах Ману” отводится наказанию. Наказание (данда) в своем земном облике буквально означает палку. Именно в этом своем значении наказание определяет смысл “искусства управления” — данданити, означающего “руководство палкой”. По Законам Ману наказание - воплощенная дхарма и охранитель всех живых существ, богов и людей.

Неравенство прав и обязанностей членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания. Особыми привилегиями и в этом отношении пользовались брахманы.

Используя представления о переселении душ после смерти, "Законы Ману" наряду со многими земными наказаниями перечисляют и те загробные кары, которым Подлежат нарушители дхармы.

С критикой ряда основных положений Вед, Упани-шад и брахманистской идеологии в целом в VI в. до н. э. выступил Сиддхартха, Будда (Просветленный). Он отвергает мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий людей.

С позиций признания нравственно-духовного равенства всех людей Будда, и его последователи подвергли критике как саму систему варн, так и принцип их неравенства.

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате "Артхашастра" (IV—III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), влиятельный советник и министр Чандрагупты I.
Относя к наукам философию, учение о трех Ведах, учение о хозяйстве и учение о государственном управлении, трактат подчеркивает, что философия при помощи логических доказательств исследует в учении о трех Ведах — законное и незаконное, в учении о хозяйстве — пользу и вред, в учении о государственном управлении — верную и неверную политику.

В “Артхашастре”, наряду с признанием того, что “закон основан на истине“, явное предпочтение все же отдается практической пользе (артхе) и обусловленным ею политическим мероприятиям и административно-властным установлениям. Полезность выступает в трактате в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти и целям сохранения системы варн.

 



Материал опубликован:
Отправьте нам Ваше мнение или задайте вопрос!

Ваше Имя

Максимальный размер отправляемого сообщения: 700 символов, HTML, javascript запрещены.



Укажите результат вычисления с картинки:




Мебель каталог :
http://buycookies.info/ Мир ребенка начинается с его комнаты и от того, как обустроена детская комната, зависят гармоничное развитие и полноценный отдых малыша. Родителям предстоит нелегкая задача: взглянуть на вещи глазами ребенка, сделать его комнату удобной, уютной, интересной, красочной и функциональной. Чтобы детская полюбилась вашему малышу, к ее обустройству лучше приступать вместе, советуясь с ребенком по поводу оформления комнаты и расположения мебели. К этому процессу можно привлекать детей начиная с трех-четы
 


Jennah :
You Lucky lady Love all the red & aqua going on! BTW,I myself purchased some (10) FQ81&2#7;s of the sugar & spice line! Wonder what I could use that for !
 


Кристина :
Хотела бы уточнить, какая религия лежала в основе Законов Ману? Или нексолько? Если так, то какая центральная? Не понятно.
 


Политические учения Древней Индии (брахманизм, буддизм, индуизм)

Читайте похожие материалы в разделах:
Теги:
Раздел: »» Экономика и право
Регион: »» Ответы к экзаменам »» Политология

Материал опубликован:
оформить кредит онлайн Оформите потребительский кредит с помощью заявки на сайте, и вы получите предварительное решение уже через 5 минут. Это просто! Восточный экспресс банк – это банк, где можно взять потребительский кредит до 500 тысяч рублей без лишних справок и поручителей.


ПОДРОБНОСТИ
ПО ТЕМЕ
Политические учения Древней Индии (брахманизм, буддизм, индуизм)

    НАМ ПИШУТ:

    Международные отношения:
    © 2003-2017, iPolitics.ru. Некоммерческий научно-образовательный проект-библиотека «iPolitics.Ru».
    © 2009-2017, Дмитрий Леви и соавторы авторского экспертного блога петербургского политолога Д.Леви «Записки Петербургского Международника».
    Копирование материалов допускается с письменного согласия редакции сайта или при условии обязательной установки активной видимой гипер-ссылки на сайт iPolitics.ru.

    Все представленные материалы опубликованы исключительно для учебно-просветительских целей и являются заблуждениями своих авторов. Материалы размещаются с согласия правообладателей (авторов) или собраны из открытых источников. С вопросами, сомнениями, претензиями и предложениями о размещении материалов - пишите в редакцию сайта.